суббота, 20 июня 2015 г.

О Символизме... "Дама с Единорогом"...

"Дама с Единорогом" — это серия из шести шпалер (настенных ковров), вытканная около 1500 года и хранящаяся в парижском музее Средневековья аббатства Клюни. В XV и XVI веках шпалеры были одним из самых популярных видов искусства. Красочные ковры преображали интерьеры средневековых замков, одновременно утепляя их холодные стены. Шпалеры развешивались в соборах и в ратушах, во время турниров — на трибунах для зрителей. В праздничные дни коврами украшали улицы, вывешивая на балконах и подоконниках.
Шпалеры заказывались и исполнялись сериями. «Дама с единорогом» не имеет повествовательного сюжета, но все шесть шпалер явно объединены общей темой. В некоем удивительном саду шесть раз предстает перед нами фигура стройной молодой женщины с благородной осанкой и задумчивым взглядом, каждый раз в иной позе и в ином костюме. На каждой шпалере рядом с Дамой лев и единорог.
Единорог — символ чистоты и осторожности. Древние авторы описывали его как неукротимого зверя, умерщвлявшего каждого человека, но делавшегося ручным при встрече с невинными девушками,— он ложился к ним на колени и засыпал.
Во всех шести шпалерах поражает глаз удивительная красота рисунка и цветовой гаммы. Особую прелесть композициям «Дамы с единорогом» сообщает темно-розовый фон, сплошь усеянный веточками разнообразных цветов, среди которых мы видим зверей и птиц. Такой узор получил название «миль-флер» (франц. millefleurs — тысяча цветов).
Известно, что после 1660 года шпалеры находились в замке Буссак в Крез, откуда и были перевезены в музей. Открытием серии шпалер в одном из старинных замков Франции мы обязаны чуду. Известная и самая скандальная писательница Франции XIX века Жорж Санд (как причудливы жизненные лабиринты великих людей и событий!) обнаружила их в рабочем кабинете субпрефекта, располагавшемся в замке Буссак. Захваченная красотой увиденного, она заинтересовалась судьбой шпалер и выяснила, что их создание относится к концу XV века.
Имя мастера неизвестно. Но, очевидно, что изящество, с которым выполнена работа, расположение красок, достоинство, неповторимая грация — все то, что делает «Даму с Единорогом» воплощением поэзии в красках, могло принадлежать руке только великого мастера. Экспертиза техники шитья показывает типичное haute-lisse турнского или брюггского происхождения, что не мешает параллельно существовать версии о брюссельском источнике этого шедевра — как мы видим, и здесь мнения искусствоведов неоднозначны, и история «Дамы с Единорогом «тщательно стерла все свои следы, чтобы оставить нам только грацию, красоту, целомудрие и тайну…
Что же означают загадочные сцены, изображенные на шпалерах? Четкого ответа на этот вопрос нет.
Образ молодой дамы заставлял предположить, что это свадебный подарок. Полумесяцы на гербе привели к легенде о влюбленном турецком принце, который жил в французском плену в одном из замков той же провинции. В конце 19 века герб (три серебряных полумесяца по лазоревой ленте на красном фоне) был опознан как герб семейства Ле Вист. Предположили, что на шпалерах изображена Клод Ле Вист, вышедшая замуж в 1513 году за Жана де Шабана (именно эта версия и изложена в романе Трейси Шевалье). Просуществовав около 50 лет, и эта легенда была опровергнута. По обычаям того времени, если дело касалось свадебного подарка, то на гербовом щите должны быть объединены герб мужа (справа) и герб отца жены (слева). В данном случае герб может быть отнесен только к одному из мужчин рода Ле Вист.
Внимательное изучение истории этого семейства привело к выводу, что серия была заказана президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом (отцом Клод), умершим в 1500 году. Акцентирование геральдики показывает горделивость чиновника, достигшего высших степеней. На это же указывает и сам заказ — шпалеры были своеобразным мерилом знатности и богатства.
Относительно содержания серии принято считать, что пять из шести композиций являются аллегориями пяти чувств — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

Однако есть и другие, более философские трактовки этого сюжета, связанные, например, с еретическим учением катаров.





Комментариев нет:

Отправить комментарий