"Дама с Единорогом" — это серия из шести шпалер
(настенных ковров), вытканная около 1500 года и хранящаяся в парижском музее
Средневековья аббатства Клюни. В XV и XVI веках шпалеры были одним из самых
популярных видов искусства. Красочные ковры преображали интерьеры средневековых
замков, одновременно утепляя их холодные стены. Шпалеры развешивались в соборах
и в ратушах, во время турниров — на трибунах для зрителей. В праздничные дни
коврами украшали улицы, вывешивая на балконах и подоконниках.
Шпалеры заказывались и исполнялись сериями. «Дама с
единорогом» не имеет повествовательного сюжета, но все шесть шпалер явно
объединены общей темой. В некоем удивительном саду шесть раз предстает перед
нами фигура стройной молодой женщины с благородной осанкой и задумчивым
взглядом, каждый раз в иной позе и в ином костюме. На каждой шпалере рядом с
Дамой лев и единорог.
Единорог — символ чистоты и осторожности. Древние авторы
описывали его как неукротимого зверя, умерщвлявшего каждого человека, но
делавшегося ручным при встрече с невинными девушками,— он ложился к ним на
колени и засыпал.
Во всех шести шпалерах поражает глаз удивительная красота
рисунка и цветовой гаммы. Особую прелесть композициям «Дамы с единорогом»
сообщает темно-розовый фон, сплошь усеянный веточками разнообразных цветов,
среди которых мы видим зверей и птиц. Такой узор получил название «миль-флер»
(франц. millefleurs — тысяча цветов).
Известно, что после 1660 года шпалеры находились в замке
Буссак в Крез, откуда и были перевезены в музей. Открытием серии шпалер в одном
из старинных замков Франции мы обязаны чуду. Известная и самая скандальная
писательница Франции XIX века Жорж Санд (как причудливы жизненные лабиринты
великих людей и событий!) обнаружила их в рабочем кабинете субпрефекта,
располагавшемся в замке Буссак. Захваченная красотой увиденного, она
заинтересовалась судьбой шпалер и выяснила, что их создание относится к концу
XV века.
Имя мастера неизвестно. Но, очевидно, что изящество, с
которым выполнена работа, расположение красок, достоинство, неповторимая грация
— все то, что делает «Даму с Единорогом» воплощением поэзии в красках, могло
принадлежать руке только великого мастера. Экспертиза техники шитья показывает
типичное haute-lisse турнского или брюггского происхождения, что не мешает
параллельно существовать версии о брюссельском источнике этого шедевра — как мы
видим, и здесь мнения искусствоведов неоднозначны, и история «Дамы с Единорогом
«тщательно стерла все свои следы, чтобы оставить нам только грацию, красоту,
целомудрие и тайну…
Что же означают загадочные сцены, изображенные на шпалерах?
Четкого ответа на этот вопрос нет.
Образ молодой дамы заставлял предположить, что это свадебный
подарок. Полумесяцы на гербе привели к легенде о влюбленном турецком принце,
который жил в французском плену в одном из замков той же провинции. В конце 19
века герб (три серебряных полумесяца по лазоревой ленте на красном фоне) был
опознан как герб семейства Ле Вист. Предположили, что на шпалерах изображена
Клод Ле Вист, вышедшая замуж в 1513 году за Жана де Шабана (именно эта версия и
изложена в романе Трейси Шевалье). Просуществовав около 50 лет, и эта легенда
была опровергнута. По обычаям того времени, если дело касалось свадебного
подарка, то на гербовом щите должны быть объединены герб мужа (справа) и герб
отца жены (слева). В данном случае герб может быть отнесен только к одному из
мужчин рода Ле Вист.
Внимательное изучение истории этого семейства привело к
выводу, что серия была заказана президентом Высшего податного суда Жаном Ле
Вистом (отцом Клод), умершим в 1500 году. Акцентирование геральдики показывает
горделивость чиновника, достигшего высших степеней. На это же указывает и сам
заказ — шпалеры были своеобразным мерилом знатности и богатства.
Относительно содержания серии принято считать, что пять из
шести композиций являются аллегориями пяти чувств — зрения, слуха, вкуса,
обоняния и осязания.
Однако есть и другие, более философские трактовки этого
сюжета, связанные, например, с еретическим учением катаров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий